Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка
Поделиться статьей:
Ученые считают важным фактором развитие мелкой и крупной моторики у ребенка. В связи с этим мы попробуем Вам дать ответ на то, что из себя представляет моторика и как ее развивать.
Моторика — сочетание разнообразных и поочередных действий организма, впоследствии которых можно выполнить определенное упражнение: присесть, прыгнуть, сделать шаг и т.д.
Существует два вида моторики:
—Мелкая моторика — характеризуется способностью кистей и пальцев делать небольшие и четкие действия.
—Крупная моторика — характеризуется движениями крупных частей тела: приседания, прыжки, наклоны, бег и т.д.
Развитие мелкой и крупной моторики влияет на появление нейронных связей, что отлично сказывается на умственной деятельности. Со дня появления на свет центральная нервная система младенца является незрелой, младенец не может контролировать движения, и фокусировать взгляд на конкретном объекте.
Принимая во внимание то, что процессы протекают стремительно быстро, уже в 2 месяца малыш осваивает большое количество двигательных навыков. Сперва ребенок делает легкие упражнения и постепенно переходит к сложным.
Развитие мелкой моторики рук
Зоны, отвечающие за развитие мелкой моторики, имеют близкую связь с зонами мышления, зрительной памяти и разговорной речи, что подтверждено учеными. При развитии мелкой моторики закладывается фундамент, который в будущем положительно скажется на физическом, интеллектуальном потенциале и достижениях.
Календарь развития
0-3 месяцев:
Малыш пробует свои первые движения, поворачивает голову, когда слышит мамин или папин голос, шевелит ручками и ножками. Также, малыш пробует держать в руках различные предметы, правда эти движения происходят неосознанно.
3-12 месяцев:
Малыш контролирует движения, одной ручкой может выполнить действие, на которое ранее понадобилось бы использование обеих. Осознанно берет и держит предмет в руке, а начиная с полугода, ребенок сможет брать в ручки более мелкие предметы. Кроме этого в этом промежутке ребенок учится перекладывать игрушку с руки в руку, листать страницы книг, играть с мячом.
1-2 года:
Неплохо сохраняет равновесие, когда сидит, поэтому может пользоваться обеими руками. К 2 годам осуществляет выбор руки, которой будет кушать, писать и т.д. Уверенными становятся движения пальчиками. Двухлетний малыш умеет рисовать простые по геометрии фигуры.
2-3 года:
Использует в основном кисти и предплечья рук. К трем годам рисует разнообразные линии, кружки, а также пробует раскрашивать рисунки.
3-4 года:
В 3 года свободно пользуется двумя руками, для выполнения заданий. Начинает рисовать более сложные фигуры и рисунки. К 4-м годам может держать карандаш 3 пальцами и осваивать начальные способы письма.
4-5 лет:
Проделывает разнообразные сложные движения только кистью, не используя предплечье. Начинает аккуратно красить раскраски, не пересекая границы рисунка. Умело вырезает круги, прямоугольники и прочие несложные фигуры.
5-6 лет:
Хорошо слаженны движения рук. Ребенок правильно держит ручку и пользуется ножницами, как взрослые (может вырезать предметы любой сложности). Развитие мелкой моторики положительно отражается на последующем обучении в образовательных заведениях.
Упражнения на развитие мелкой моторики:
-В развитии мелкой моторики помогает игра «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…»
-Лепка из теста и пластилина – кружочки, колбаски, кубики и прочие фигурки. Начинайте с легких, а после усложняйте.
-Можно порвать бумагу на маленькие обрывки. Чем меньше обрывки, тем больше оказывается влияние на развитие мелкой моторики рук.
-Пробуйте завязывать бантики, узелки, застегивать пуговки.
Предметы для развития мелкой моторики
-Различные виды круп – маленькие и крупные. Например, перемешайте различные крупы, и пускай ребенок переберет их.
-Можно поиграть в «Угадайку». Завяжите глаза и поочередно давайте узнаваемые предметы. Просите описать их, а после уже угадать, что он держит.
-Краски и карандаши. Давайте разнообразные раскраски и предметы для раскрашивания, это способствует развитию творчества и воображения.
-Мозаики и конструкторы. Все виды мозаик и конструкторов, особенно сложные пазлы развивают память, фантазию и особенно моторику.
-Игрушки-перчатки. Они очень интересные и помогают в разностороннем развитии ребенка. С самого рождения можно для ребенка устраивать кукольный театр, для начала родители показывают, а потом уже и сами дети начинают играть и придумывать различные сценки.
Развитие крупной моторики у ребенка
С момента рождения малыша, детский врач должен каждый месяц при осмотре оценивать развитие крупной моторики. Развитие крупной моторики происходит последовательно. Сначала малыш учится контролировать движение глаз, поднимать голову. Затем ее удерживать, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать.
Календарь развития
0-3 месяцев:
Малыш может лежа смотреть по сторонам, поворачивая головой.
3-6 месяцев:
Малыш смело держит голову и контролирует ее движение. Положив малыша на животик, он пытается приподнять и удерживать голову несколько секунд, умеет сводить обе руки.
6-8 месяцев:
Может садиться с лежачего положения. К восьми месяцам он начинает сидеть уверенно.
8-12 месяцев:
Ползает и встает на ноги, придерживаясь за различные предметы.
12-14 месяцев:
Дети начинают самостоятельно, но еще неуверенно ходить.
14-17 месяцев:
Ребенок уже хорошо ходит сам, начинает учиться шагать вправо и влево. Рекомендуем дать ему покатать детскую коляску или попинать мяч.
1,5-2 года:
Учится ходить по ступенькам, придерживаясь за поручни, пытается бегать и прыгать. Хорошо сидит на стуле.
2-3 года:
Ребенок быстро бегает и прыгает. Поднимаясь по лестнице, чередует ноги – левую потом правую, как взрослые. Учится ловить мяч.
4-5 лет:
Может удерживать на весу одну ногу, хорошо ловит мяч.
Важно:
Содействовать развитию через игры, ведь в игровой форме ребенок легче обучается и выполняет те или иные задания, а вместе с тем со стишками и считалками осваивает речь и развивает память.
Читайте также:
Как подготовить ребенка к школе?
Тег «Далее»Как сделать, чтобы ребенок ходил в школу с радостью?
Тег «Далее»Готовность к школе. Что купить для школы первокласснику
Тег «Далее»Как подготовить 6-летнего ребенка к школе
Тег «Далее»Развивающие игры для малышей от 1 года до 2 лет
Тег «Далее»Простые игры с ребенком до года
Тег «Далее»Строгие родители
Тег «Далее»Какие вы родители?
Тег «Далее»Признаки хорошей няни
Тег «Далее»Какой должна быть современная няня?
Тег «Далее»Ролевые игры у детей
Тег «Далее»Какую няню хотят видеть в семье
Тег «Далее»Чем занять ребенка в дороге?
Тег «Далее»Чрезмерная детская застенчивость. Что делать?
Тег «Далее»Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка
Тег «Далее»Характеристика взаимоотношений дошколят
Тег «Далее»Питание и поведение малышей в 3-4 года
Тег «Далее»Кто лучше: бабушка или няня?
Тег «Далее»Ребенок истерит, что делать?
Тег «Далее»Друзья из сказки. Игрушки из мультфильмов. Как играют дети?
Тег «Далее»Взаимоотношения детей во время игр
Тег «Далее»
Очень хорошо развивают мелкую моторику пальчиковые игры. Это такая пантомима. Мы рассказываем сказки и ребенок пальчиками показывает персонажи. Здорово помогают и мелкие предметы для инсценировки, которые можно использовать для декораций: бусы, маленькие кубики, счётные палочки.