Самый первый в мире ТРАМВАЙ
Поделиться статьей:
Самый первый в мире трамвай и его история.
Люди давно задумывались о средствах передвижения по разрастающимся городам и, наконец, придумали конку.
Самый первый в мире трамвай содержал мало металла и много дерева. Такие трамваи передвигались на лошадиной тяге с 1828 года. Внедрили конки американцы в Балтиморе.
Потом немцы подхватили инициативу и запустили конки во Франкфурте на Майне. Все они тянулись парой лошадей и на 900 трамваев приходилось 873 лошади, которые уставали, требовали подмены и корма.
Со временем появились рельсы с желобом для колеса, которые придумал Альфонс Луба. С тех пор стали постепенно отказываться от конок и к 1914 году этот вид транспорта исчез. Сохранился сегодня лишь на острове Мэн в качестве завлекалки для туристов.
Конец 19 века стал настоящим трамвайным бумом в Европе. Американцы сделали трамвай на канатной тяге, французы- на пневматической.
В России не отставали и сделали бензомоторные трамваи. И все же самый тихий и экологически чистый электрический трамвай вытеснил остальных собратьев. Федор Пироцкий в России и Вернер Сименс в Германии практически одновременно сделали электрический трамвай машиной для народа.
В России пионером трамвайной линии стал Киев в 1892 году. Вагоны заказали на фирме Сименс. Каждый вагончик вмещал шесть человек. Столицы отставали от периферии в этом вопросе, но там преобладала мода на автомобили. Когда Сименс начал строить пути в Германии, а затем в Париже, он использовал расчеты Пироцкого.
Американцы тем временем тоже проводили эксперименты под началом Лео Дафта. Передавив кучу собак и кошек под всеобщее возмущение жителей Балтимора, Дафт на время затих, а потом снова начал экспериментировать. В итоге получился трамвай с усами. Потом его двухконтактная тяга была положена в основу троллейбуса.
А вот Фрэнк Спрейг все же создал электрический трамвай на бугельным токосъемнике. Он регулировался вручную кожаным ремнем и был вполне безопасен. Ходил по улицам Чикаго и вызывал восторг местных жителей, а позже распространился по всем Штатам.
Первые трамваи были дорогим удовольствием для простого народа. Цена билета составляла четверть заработка рабочего, а для крестьянина была вообще неподъемная. Поэтому простому люду оставалось лишь любоваться на электрическое чудо. Трамвай стал уделом среднего и высшего классов Европы. Ещё бы! Деревянные сидения, красивые поручни и теплый пол мог себе позволить далеко не каждый. Такое передвижение было медленным по современным меркам: со скоростью примерно 20 км/час. Приходилось останавливаться через определенные промежутки времени, чтобы водитель периодически добавлял в топку уголь для обогрева вагона. Делать это можно было только на остановках, но не там, где садились пассажиры, а на специальных, где трамвай останавливали для этих целей.
На фото видно обогреватель под сиденьем, а печка выглядела именно так. Кстати, многие элементы трамвая были механическими, например, звонок, которым кондуктор подавал сигнал о скорой остановке или отправке. В общем, эстетично, тепло и уютно было всем, кроме водителя, кабина которого была открыта со всех сторон, а сам он стоял у руля по 12 часов в сутки. Утеплить водительское место никто не догадался. Это была черная и низкооплачиваемые работа в отличие от кондуктора, который контролировал пассажиров, продавал билеты и давал сигнал об отправке транспорта.
На фото трамвай 1908 года, Нюрнберг. В этом городе есть отличный музей железных дорог, экспозиция которого упоминает создание трамваев. Водитель одевался в теплую форму, унты- валенки на высокой деревянной подошве, но все равно ему было холодно. Он мог согреться только на конечной станции, когда ему нужно было высадить пассажиров и перейти в другой конец вагона, чтобы держать обратный путь. Смертность среди водителей трамваев была одной из самых высоких среди иных профессий европейцев.
С течением времени трамваи стали настолько популярны в крупных городах, что стали основным средством передвижения в начале 20 века. Конечно, они были модифицированы. Появились металлические рычаги управления. А кабина водителя теперь была застеклена с 1913 года и стала теплой. Однако электрический трамвай часто ломался из-за несовершенства электросетей и самого транспорта. Сильный дождь мог вызвать паралич трамвайных линий. Несовершенство отражает тот факт, что в трамвае сохранялись и механические функции. Например, лобовое стекло чистили вручную. Если вырубалось электричество, то кондуктор включал аварийное освещение — свечу обыкновенную.
Существенным недостатком была невозможность передвижения трамвая по горной или холмистой местности. В Германии, а позже в Италии и Швейцарии эту функцию в период между Мировыми войнами выполнял паровоз, который работал на угле. А в некоторых городах зимой появились трамваи-бульдозеры, которым снег теперь не мешал работать.
В 30-е годы трамвай снабдили снегоочистителем, который был гораздо эффективнее примитивного совка, которым на рубеже веков работал кондуктор, выбегая на каждой станции и очищая обледеневшие детали. Вот такой снегоочиститель использовали вплоть до 60-х годов практически во всей Европе.
В 1932 году произошла вторая трамвайная революция. Вагоны стали строить ближе к земле, что было гораздо удобнее пассажирам, но, увы, забыли разработать тормозную систему. Это было сделано аж 20 лет спустя. А пока трамвай мог задавить кого-нибудь. Невольно вспоминается несчастный булгаковский Берлиоз. Водитель задолго до станции начинал снижать скорость, чтобы не проскочить мимо нужного места. А вскоре исчезли и кондукторы. Вместо них появились автоматы. Это произошло в 50-е годы прошлого века. Зато появились разноцветные обозначения разных маршрутов, чтобы люди примечали трамвай издалека.
В 50-е годы трамваи стали украшать рекламными плакатами, которые периодически менялись. Сегодня этот вид транспорта не потерял свою актуальность и продолжает радовать нас комфортом передвижения.
Например, в Аделаиде популярны трамваи, которые придумали немцы, но активно используют австралийцы, так называемые О-Баны. Это вагоны, которые идут по бетонному желобу, а потом съезжают с него и превращаются в автобус. Водитель на жалобе даже не управляет трамваем, он сам автоматически идёт по приложенной трассе. В Клермон- Ферране ходит электрический трамвай на автомобильных колёсах и не может свернуть с колеи из за специального ограждения для этих колёс. Билет на такой трамвай дешёвый, а скорость передвижения высокая.
Он называется Транслор. Его резиновые шины позволяют ему двигаться по наклонной местности вверх и вниз под углом 13%, что обычному трамваю не под силу до сих пор. В Александрии египетской, Гонконге и Блэкпуле ( Великобритания) сохранились двухэтажные трамваи, придуманные англичанами ещё в 20-е годы 19-го века. Англичане так гордятся своими трамваями, что даже сделали в Блэкпуле передвижной кораблик-кафе из списанной техники.
Очень необычные трамваи на зубчатой дороге с третьим рельсом в Швейцарии и Будапеште. Поднимают вас даже на Юнгфрау, на высоту 4000 метров.
Самые необычные трамваи в Лиссабоне. Они двигаются по наклонным узким улочкам и сегодня объявлены национальным достоянием Португалии. Когда-то они были подъёмниками. А сегодня возят туристов.
В заключение хочется отметить, что и сегодня трамвай для многих остаётся любимым и надёжным средством передвижения. Великое изобретение так прочно вошло в нашу жизнь, что ещё не скоро будет вытеснено летающими вагончиками из фантастических фильмов.
Читайте также ПРО САМОЕ ПЕРВОЕ В МИРЕ…
Первая железная дорога в России
Тег «Далее»
Самый первый в мире ФОТОАППАРАТ
Тег «Далее»
Самый старый в мире действующий автомобиль
Тег «Далее»
Самые первые в мире ПУГОВИЦЫ — История пуговиц
Тег «Далее»
Самое первое в мире МЕТРО
Тег «Далее»
Самые первые в мире ОЧКИ
Тег «Далее»
Самый первый в мире ПЫЛЕСОС
Тег «Далее»
Самый первый в мире УТЮГ
Тег «Далее»
Самые первые в мире БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ
Тег «Далее»
Самый первый в мире ТЕЛЕФОН
Тег «Далее»
Самый первый в мире ТРАМВАЙ
Тег «Далее»
Самый первый в мире ЗООПАРК
Тег «Далее»
Самый первый в мире МУЛЬТФИЛЬМ
Тег «Далее»
А я люблю трамваи! Сегодня в нашем городе столько автомобилей, что часто бывают пробки. А трамвайчик идёт себе по рельсам и быстро, без простоя, нервов и гудков впереди стоящему водителю. Поэтому сегодня это просто идеальный транспорт!
Такая статья интересная! Так много фотографий! Спасибо!