Первая железная дорога в России

Поделиться статьей 

 

Россия на дату 11 ноября 1837 года сильно отставала от промышленной Европы по уровню технического прогресса. И тем не менее, именно в этот день была открыта первая в России железная дорога от Санкт-Петербурга до Павловска, прародительница этого вида транспорта в России.

К этому моменту Англия уже имела железную дорогу, ее примеру последовали ещё четыре европейские страны. Россия же была шестой, вставшей в линейку промышленного бума. А это было непросто с российским менталитетом. Например, считалось, что железная дорога – это чудовище, увидев которое коровы перестанут давать молоко, а те, кто проедут по ней, в перспективе сойдут с ума. Страшные поверья пугали даже императора, хотя в 1834 году был изобретен и функционировал паровоз, получивший название «пароходный дилижанец». Его авторами были знаменитые отец и сын Черепановы, крепостные на Демидовских заводах. Их изобретение примитивным и могло передвигать состав весом 3,3 тонны и со скоростью 13–16 км/ч. Изобретение использовали в промышленном производстве Нижнего Тагила для перевозки руды с Медного рудника до доменных печей завода.

И вот нашелся человек, обосновавший актуальность и железных дорог, и локомотивов.
Это был Франц фон Герстнер , чех по происхождению и инженер по призванию, ставший первым машинистом первого поезда нашей страны. Этот гений механики уже был широко известен в Европе как сын основателя в 1806 году Чешского Политехнического института в Праге. После получения диплома в основанном его отцом институте Франц преподавал геометрию и землемерное дело, поднялся до статуса профессора. Отец молодого ученого когда-то грезил постройкой мостов и железных дорог, о чем не раз говорил сыну. И сын, вдохновленный его рассказами, несколько раз ездил в Англию, чтобы увидеть эти дороги, и в Румынию, чтобы построить мост через Дунай  (я его тоже видела, красота!!!! Но не работает сегодня, служит памятником, просто шедевр).

По возвращении из Туманного Альбиона Герстнер начал строить узкоколейки в Австрии, придумал шлюзы в Италии и разработал Ливерпуль-Манчестерскую железную дорогу. Профессорской работой он уже не хотел заниматься. Судьба свела его с начальником штаба корпуса горных инженеров K. В. Чевкиным и в 1834 г. Герстнер был приглашен им в качестве консультанта на Демидовские заводы, для чего, собственно, и прибыл в Россию на Урал. Именно там он пришел к выводу, что Россия имеет уникальные природные ландшафты и огромные пространства, что делает ее привлекательной железных дорог.

Герстнер с присущей ему педантичностью объехал практически всю Россию,составил план постройки железных дорог от Петербурга до Москвы и от Москвы до Нижнего Новгорода. Планировал ветку и на Казань. Три раза учёный подавал свои проекты царю, как тогда говорили, записки. Но только при личной встрече 6 января 1835 г. он был услышан императором. Талантливый инженер убедил Николая Первого в пользе сооружения железных дорог в стране для освоения полезных ископаемых, освоении новых территорий и в отставании от Европы в военно – стратегическом плане. Надо отметить, что царь любил необычные предложения и много времени уделял статусу страны за рубежом. Например, именно Николай ввел новые флаг и гимн, выкупил у швейцарского правительства клочок земли на перевале Сен-Готард, где захоронил русских солдат, погибших во время перехода Суворова через Альпы. Поэтому предложение чеха его заинтересовало. Герстнер тоже был «парень не промах» и попросил предоставить ему 20-летнюю привилегию на право постройки в России этих самых дорог, что вызвало гнев Главного управляющего путями сообщения графа Толя и министра финансов графа Канкрина.

Проект рассмотрели и в главном управлении путей сообщения, потом его передали в Комитет об устройстве железных дорог, учрежденном специально для этого вида транспорта, где председательствовал сам Государь, и в Особом комитете из трех лиц, куда входили также цесаревич Александр и граф Канкрин. Решили, наконец, что железные дороги нужны, полезны, но больших денег на такое мероприятие нет в свете постоянных войн на Кавказе, поэтому нужно построить небольшую трассу для апробации проекта в качестве развлечения для членов императорской фамилии, а потом посмотреть, как в перспективе эта трасса себя оправдает.

Условие Герстнера о концессии на железные дороги в течение 20 лет, как особой привилегии, сочли невозможным и возмутительным. В то время иностранного капитала привлекалось мало в экономику страны и предложение инженера- иностранца сочли вызывающим.

И тогда учёный решил на практике доказать применимость и выгодность для России рельсовых путей. Он получил императорское дозволение создать акционерную компанию для сооружения железной дороги из Петер-бурга в Царское Село и соседний Павловск. После чего Герстнер лично произвел изыскания, сделал макеты, чертежи и в марте 1836 г. посетил Германию, Бельгию, Францию и Англию для подробного знакомства с европейскими железными дорогами, заказал там все необходимые принадлежности для комплектации для своей идеи. Учёный даже стал первым машинистом всех пробных поездов и однажды получил травму: удар в грудь рычагом управления во время движения поезда .Это событие позволило ему усовершенствовать систему движения на дороге.

После утверждения акционерной компании 21 марта 1836 г., к строительным работам приступили 1 мая. Работы велись последовательно: построили платформу для туристов, гостиницу и паровозное депо.А вот на рельсы до Павловска денег не хватило. И тогда на это мероприятие Герстнер был вынужден просить денег у императора, иначе Павловск не стал бы конечной станцией. Нужную сумму он получил, а вот сам паровоз пришлось купить за рубежом, на заводе Стеффенсона, поскольку изобретение Черепановых было незначительным для такой грандиозной задумки. Паровоз был доставлен морским путём из Ливерпуля в Кронштадт, а оттуда в Царское Село. В составе находились вагоны четырёх классов. Уютными считались кареты, называвшиеся «берлинами. Они были рассчитаны на восемь человек, имели мягкие сиденья и крышу. Остальные вагоны назывались «дилижансы» вмещали по 10 пассажиров. Были и совсем простенькие открытые — «линейки». В 19 веке повозки с крышами назывались «шарабаны», без крыши «вагоны», то есть сегодня все наоборот. Вагоны не отапливались и не освещались. Последний вагон даже не имел сидячих мест.

По техническому замыслу Герстнера, паровоз должен иметь мощность не менее 40 лошадиных сил и увезти несколько вагонов . Скорость планировалась от 40 до 60 вёрст в час. Чтобы повысить пропускную способность дороги, настойчивый чех решил использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята в качестве стандарта на железных дорогах в Англии. По этому поводу в России есть множество шуток, почему же европейская колея уже нашей. На самом деле, все имеет историческую основу, вполне оправданную с научной точки зрения.

И вот 11 ноября, горожане собрались у старой полковой церкви Ведения у Семеновского плаца, где в торжественной обстановке проходило открытие железной дороги и движения первого поезда, которого прозвали «стальной конь». Однако этого «коня» могли увидеть далеко не все желающие, а лишь те, кто был из числа гостей императора и родовой аристократии и крупного купечества.

Первая железная дорога в России

Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал свисток, и восемь вагонов отправились по маршруту Петербург Царское Село» длинною в 27 миль.
Эта дорога стала первой, открытой для всех жителей страны . В самый первый рейс паровоз запустил сам Герстнер. Поездка в одну сторону заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут. Таким образом, максимальная скорость достигла 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам люди утверждали, что у них кружилась голова и болели глаза от такой огромной скорости.

Билет в вагоне первого класса стоил 2 р.50 копеек, а в крытом вагоне экономкласса без сидячих мест 80 копеек. Первый год дорога вместила 700 тысяч восторженных людей, то есть из каждых десяти жителей Петербурга восемь хотя бы раз прокатились на поезде. Это повысило самоокупаемость данного вида транспорта. Строительство дороги и инфраструктуры к ней Канкрин оценил в 5 миллионов рублей и она окупила себя за пять лет, возместив казне все финансовые потери. Да и по тем временам это был технический революционный прорыв, сравнимый, разве что с полетом Гагарина веком позже.

По замыслу Герстнера был построен в Павловске музыкальный вокзал, в котором столичная публика могла развлечься. На вокзале можно было часто встретить Иоганна Штрауса, для которого проезд на поезде был бесплатным, потому что он давал концерты отдыхающим бездельникам, называвшим его Страусом. Многие из этих знатных вельмож безвестно сгинули в анналах истории, а вот имя великого композитора навеки вписано в учебники.

По окончании постройки первой российской дороги, пытливый ум ученого уже выстроил дорогу на Ораниенбаум и Коломну, но инженеру было объявлено, что все другие предположения оставлены без рассмотрения до выяснения результатов постройки Царскосельской дороги. В связи с этими событиями Герстнер напечатал несколько отчётов о выгодах функционирования железной дороги из Санкт- Петербурга в Царское Село и Павловск, изданных в 1836 году, чем вызвал неприкрытый интерес США.
И тогда Герстнер совсем уехал из России. В 1838 году он жил в Америке, где изучал железные дороги и через 2 года скончался. Однако в память о нем остался построенный 1837 году в Санкт-Петербурге вокзал. Денег на него не хватало, поэтому построили временную деревянную станцию чуть в стороне от набережной Фонтанки. Вот так и возник самый старый вокзал России — Витебский (в прошлом Царскосельский). Поезда прибывали туда через каждые 3-4 часа. В 1849 1852 годах деревянную постройку снесли и построили каменное здание, просуществовавшее до XX века. А вот сегодняшнее имеет точную копию первого паровоза, который назывался «Проворный», весил 16 тонн и мог развивать скорость до 64 км/час. Интересен тот факт, что начало регулярного сообщения выпало на первый месяц зимы, но путейцы создали «снегоочистители». Это были 4 щетки впереди состава, которые легко расчищали путь до Кузьмина в 7 верст.

Многие считали Царскосельскую дорогу «баловством императора». Чуть позже Императорское русское техническое общество в честь юбилея строительства рельсовых путей в России, отмечало, что «Царскосельская железная дорога сравнима по своей значимости с потешными полками и ботиком Петра I, давшим России армию и флот.

Читайте также: 

Первая железная дорога в России

Первая железная дорога в России

Россия на дату 11 ноября 1837 года сильно отставала от промышленной Европы по уровню технического прогресса. И тем не менее, ...
Тег «Далее»
Самый первый в мире ФОТОАППАРАТ

Самый первый в мире ФОТОАППАРАТ

Самый первый в мире ФОТОАППАРАТ. Как многим известно первым в мире фотоаппаратом являлся аппарат — обскура. Этакий ящик с отверстием ...
Тег «Далее»
Самый старый в мире действующий автомобиль

Самый старый в мире действующий автомобиль

Какими были автомобили лет этак 120 назад, мы можем узнать только из книг, изображений и старых фотографий. Что-то можно найти ...
Тег «Далее»
первые в мире пуговицы

Самые первые в мире ПУГОВИЦЫ — История пуговиц

История пуговиц  (О ювелирных украшениях) Действительно, что может быть проще и обыденнее пуговицы? А ведь когда-то она была модной новинкой, ...
Тег «Далее»
Самое первое в мире МЕТРО

Самое первое в мире МЕТРО

В 19 веке появились планы построить самое первое в мире метро в Лондоне, чтобы в столице Англии наладить и усовершенствовать ...
Тег «Далее»
первые в мире очки

Самые первые в мире ОЧКИ

Первые в мире очки....Никто не знает фамилию великого человека, который придумал очки. Историки и археологи проследили эволюцию этого предмета, который ...
Тег «Далее»
первый в мире пылесос

Самый первый в мире ПЫЛЕСОС

Экскурс в историю. Узнаем, когда же появился самый первый в мире пылесос? ...
Тег «Далее»

Самый первый в мире УТЮГ

Как изобрели самый первый в мире утюг? - Археологические раскопки и древние манускрипты говорят нам о том, что в далёкие ...
Тег «Далее»
Первые купюры и первые в мире бумажные деньги

Самые первые в мире БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ

Первые купюры и первые в мире бумажные деньги....Купюры придумали китайцы в первом веке до нашей эры. Это было связано с ...
Тег «Далее»
Самый первый в мире телефон

Самый первый в мире ТЕЛЕФОН

Самый первый в мире телефон.... Идея создания привычного нам аппарата восходит к персидскому царю Киру. Он решил создать службу из 30000 ...
Тег «Далее»
Самый первый в мире автомобиль

Самый первый в мире АВТОМОБИЛЬ

История первого автомобиля. Только интересные факты ...
Тег «Далее»
Самый первый в мире трамвай

Самый первый в мире ТРАМВАЙ

Самый первый в мире трамвай и его история. Люди давно задумывались о средствах передвижения по разрастающимся городам и, наконец, придумали ...
Тег «Далее»
Самый первый в мире зоопарк

Самый первый в мире ЗООПАРК

Самый первый в мире зоопарк появился в Китае более трех тысяч лет назад. Он назывался «Сады знаний». Владельцем такого зоопарка ...
Тег «Далее»
Самый первый в мире мультфильм

Самый первый в мире МУЛЬТФИЛЬМ

Когда был создан самый первый в мире мультфильм? Это событие можно разделить на несколько этапов: 1877 - год рождения рисованной мультипликации ...
Тег «Далее»